Развитие эмоций у детей

Знаете ли вы, с какими эмоциями родился ваш ребенок? А какие эмоции он приобретет в ближайшие месяцы?

1. Дети рождаются с эмоциями

У детей эмоции очень быстро развиваются. Можно сказать, что ребенок с самого начала жизни способен испытывать разочарование, тем самым сигнализируя о своих потребностях. Уже в первый месяц жизни он начинает испытывать гнев и печаль. Затем, примерно в 2 месяца, медленно учится показывать радость. Эмоции развиваются очень быстро уже в первый год жизни, поэтому правильный уход за ребенком в этот период очень важен.


Прежде чем ребенок узнает эмоции, он пользуется десятком рефлексов, которые заменяют эмоции. Рефлекс, например, появляется в ситуации сильного звука или боли, а сосательный рефлекс помогает получить пищу. Новорожденный является фантастической биологической машиной, которая, несмотря на низкий уровень сознания и контакта с миром, имеет целый набор адекватных реакций на окружающую среду.


Поэтому психоэмоциональное состояние связано с различными стадиями развития ребенка. Например, в 7-месячном возрасте ребенок испытывает так называемую тревогу разлуки. Дети иногда громко кричат, когда взрослые выходят из комнаты. Они начинают бояться расстаться с близкими, как правило, с матерью, иногда с отцом, если у него есть сильная связь с ребенком.
Совершенно нормально, что если в возрасте 7-8 месяцев ведущий родитель решит вернуться на работу и оставляет ребенка в яслях, то его разлука с тревогой исполнится. И реакция на это будет сильной. Можно предположить, что ребенок думает что-то вроде "хорошо, теперь я знаю, что мама выбирает, близка она мне или нет, а мама просто решила оставить меня!"
Предыдущие знания ребенка об окружающей среде этого не позволяли сделать. Вот почему тревога появляется в этом возрасте, что не означает, что другие процессы привязанности не активизируются раньше. Первый год жизни ребенка, включая период разлуки, это важное время, очень эмоциональное. В этот период формируется стиль взаимоотношений, который ребенок будет применять по отношению к близким в будущем, в том числе и во взрослой жизни.


В первый год жизни ребенка трудно установить контакт с ним. Во-первых, контакт с ребенком – это контакт, который происходит на другом уровне сознания. В первые дни жизни эмоций у него еще мало. Со временем, однако, они развиваются быстро. В то же время, это очень озадачивает, потому что у ребенка нет слов, чтобы описать свое эмоциональное состояние. Он только узнает свои эмоции, испытывая их.


Он видит мир совершенно по-другому, не знает социальных отношений. Нанесение удара в лицо родителя является совпадением или экспериментом, иногда откатом назад, потому что при снимании подгузника взрослые схватили его ногу. Однако такая эмоция не имеет никакого социального значения.

2. Прорыв в эмоциональной жизни ребенка

Ключевым моментом является период около 1,5 лет, когда ребенок начинает жить более осознанно. Он начинает символически мыслить, присваивать категории "родитель", "человек", "я!". Начинаются сознательные мыслительные процессы. Это видно из способности подражать. Ребенок иногда открывает коробку раньше, потому что он воображает открытие. В это время его автономия начинает пробуждаться.


Родители видят спешку ребенка к этой автономии, к построению собственной персоны, своих границ. Основной инструмент для ребенка этого возраста – это просто гнев. Известная постоянная поговорка "нет, нет, нет"- это ни что иное, как желание сказать: "Это мое пространство". Это уже огромный прорыв в развитии ребенка, и вопреки тому, насколько это может раздражать иногда взрослых, стоит наслаждаться этим развитием, понимая отношение ребенка, уважая его первые границы. Тогда процесс обучения этой автономии пойдет быстрее. А эмоциональное развитие становится все активнее и активнее.


Возраст от 1,5 лет до достижения ребенком 5-летнего возраста является чрезвычайно эмоциональным периодом. Например, у дошкольников это то, что если они очень боятся чего-то, то они могут сказать своим родителям, что это действительно произошло. Представьте себе, например, ребенка, который очень испугался собаки, а затем рассказывает родителям ложную историю о том, что в детском саду была опасная собака, которая кусается.


Часто в детских садах няням приходится объяснять родителям определенные ситуации, например, родители приходят в детский сад свято убежденными, что кто-то ударил их ребенка, но после изучения ситуации выясняется, как это было на самом деле: двух мальчиков избивали, а ребенок был настолько напуган, что он под воздействием эмоций сказал, что его тоже били.
Под влиянием эмоций, очень сильных эмоций, дети часто меняют свое мнение о том, что они видели и что произошло. Существует исследование, могут ли дети быть свидетелями в суде. Оказалось, что для детей в возрасте 4-5 лет это абсолютно исключено, потому что в этом возрасте они в основном оперируют эмоциональной памятью.

3. Как узнать, что произошло на самом деле

Что было в детском саду? Это стандартный вопрос, который задаётся при возвращении из детского сада. Прежде всего, вы должны знать, как слушать ребёнка, как принять информацию. Этот вопрос часто является важным ритуалом, особенно для родителей. Иногда, когда родители спрашивают, что было в детском саду, выясняется, что ребенок ничего не помнит. Не помнит, что было на обед, что было весело и т.д. Это вполне естественно.


Эмоциональная память заключается в том, что она помнит те события, с которыми связаны сильные эмоции, то есть важные для ребенка, отсюда и плохая память о составе обеда. Ребенок на такой вопрос расскажет только о важных для него событиях, которые очень сильно сохранились.
Уже в возрасте 2-3 лет ребенок способен точно вспомнить, что было эмоционально отмечено. Это совершенно нормально. Такая память является инструментом ребенка, чтобы исследовать мир.

Пожалуйста, заполните все
обязательные поля
Загрузка списка городов...