Лучшее лекарство для гиперактивных детей – любовь и понимание

В каждом детском коллективе найдется мальчик или девочка, носящие «звание» невоспитанного и неуправляемого малыша, с которым родители не позволяют дружить своим чадам.
Такой ребенок – проблема для семьи и воспитателей, но не стоит торопиться с выводами: возможно, причина не в воспитании или дурном характере, а в расстройстве нервной системы, которое врачи называют синдромом гипердинамического ребенка с дефицитом внимания.

Синдром Пети Пяточкина

Детский психиатр Олег Романчук в своей книге «Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания у детей» вспоминает героя мультфильма еще советских времен – Петю Пяточкина. По словам автора книги, у этого мальчика присутствуют все типичные признаки гиперактивного ребенка. Он находится в непрерывном движении и из-за чрезмерной активности создает постоянные проблемы окружающим: сбивает ведро соседке, родители должны постоянно контролировать, чтобы он куда-то не убежал, в саду все переворачивает, не поддается управлению. У Пети типична для гиперактивных детей импульсивность: увидев на противоположной стороне улицы собачку, он, не глядя на машины, устремляется к ней через дорогу. Еще один типичный признак таких детей – проблемы с вниманием: увлеченный игрой, мальчик не слышит воспитательницу.


«Мультфильм блестяще указывает на то, что может помочь такому ребенку, – мудрый педагогический подход, основанный на любви, терпения, понимании, – пишет Олег Романчук. – Впрочем, к сожалению, в жизни изменения наступают не так быстро, как в мультфильме. Они наступают только вследствие долговременного последовательного воспитания…».

Особенным детям — надлежащее воспитание

Гиперактивность, или гиперкинетический синдром, – нейропсихиатрическое расстройство, «встроенное» в темперамент ребенка. Его причина – в особенностях строения и функционирования коры головного мозга. Эти расстройства дают о себе знать в первые пять лет жизни. Основные симптомы – недостаточная настойчивость в деятельности, склонность быстро переходить от одного занятия к другому, плохая организованность, нерегулируемая чрезмерная активность.


По словам детского психиатра и невролога Александры Дворняк, гиперкинетический синдром может передаваться по наследству. Его причиной становятся нервные стрессы, курение и употребление алкоголя во время беременности, кислородное голодание центральной нервной системы при родах.


На первом году жизни у гиперактивных детей может нарушаться сон, они беспокойные, без причины плачут, многие срыгивают. Когда начинают ходить, родители хватаются за головы: о таких детях говорят, что они готовы бегать по потолку, их ни на минуту нельзя оставить без присмотра. Когда мама с папой пытаются читать малышам книжки или играть в развивающие игры, замечают, что ребенок не может слушать и концентрировать внимание.


Обычно родители обращаются к специалистам, когда малышу исполняется 4 или 5 лет: их беспокоит задержка речевого и умственного развития, которые действительно связаны с недостатком сосредоточенности и внимания. Такие малыши неуправляемы и склонны к истерикам: если не выполняют их прихотей – начинают кричать, падать на пол, ведут себя агрессивно.
Проблемы и стрессы начинаются тогда, когда гиперактивный ребенок идет в школу. Ученику трудно высидеть на одном месте 45 минут: учителя жалуются, что посреди урока ребенок встает из-за парты, без разрешения выходит из класса. Из-за того, что школьник не может слушать и концентрировать внимание на задачах, у него плохая успеваемость.
Тяжело направить таких детей в правильное русло в подростковом возрасте. Они подвергаются негативному влиянию улицы и склонны к рискованному поведению: стоит отдавать их в спортивные секции, где найдется соответствующий выход их чрезмерной энергии.


Тут стоит сказать, что направлять энергию этих детей в двигательное русло нелишне в любом возрасте. Именно для них будет идеально, если родители позаботятся о приобретении роликов, скейтов, различного размера велосипедов, самокатов, детских спортивных приспособлений, шведских стенок и прочего спортивного инвентаря, который увлечет ребенка и избавит окружающих от хлопот по постоянному надзору за скучающим гиперактивным малышом.


К гиперактивному расстройству нельзя относиться легкомысленно и надеяться, что ребенок его «перерастет». Это заболевание не лечится, а требует правильного подхода к воспитанию. Часто свою импульсивность дети забирают во взрослую жизнь: если не корректировать расстройство в детстве, в будущем оно может приводить к депрессиям, злоупотреблению алкоголем и асоциальному поведению.


Раньше в случае гипердинамического синдрома назначали успокаивающие препараты. Сегодня врачи избрали другую тактику: по мнению специалистов, эффективнее действует работа с психологами и психотерапевтами. Специальные группы для гиперактивных детей и их родителей создают при учебно-реабилитационных центрах. Порой ребенок нуждается в консультации в психоневрологическом диспансере.

«Моя мечта – не злить маму с папой!»

Психотерапевт Олег Романчук замечает, что большинство гиперактивных детей – добрые и отзывчивые: «под костюмом чертика скрывается ангелочек». Такие ребята срывают уроки, устраивают драки, перебивают в разговоре взрослых, плохо ведут себя в общественных местах. Но из-за ярлыка «плохого ребенка» и неспособности вести себя так, как требует окружение, малыши страдают.


Психолог приводит пример, когда мальчик Ростик, который посещал программу для детей с поведенческими расстройствами в одном из реабилитационных центров, дал удивительный ответ на просьбу назвать три своих мечты: «Не разливать молоко. Не злить маму. Не злить папу». А в разговоре наедине сказал: «Я – хроническое разочарование для всех. Я какой-то не такой, у меня «мозги» дураки». Другой посетитель программы – Андрей, признается, что хочет быть вежливым, но его «что-то не пускает».
Жертвы гиперактивного расстройства плохо контактируют со сверстниками, поэтому очень одиноки: «Со мной не хотят дружить, – жалуется школьница Юля. – Они говорят, что я больна на голову».


Из-за постоянных нотаций педагогов и неприятия ребенка окружением страдают и родители. Олег Романчук приводит в пример маму гиперактивного ребенка, педагога по образованию, которая говорила: «Я управляюсь в школе с классами по тридцать шесть детей. Но с сыном не срабатывает ни одна моя методика и психология».
Психиатры убеждены, что каждого последователя Пети Пяточкина можно «вывести в люди» – просто необходимо его любить и много с ним работать.

Пожалуйста, заполните все
обязательные поля
Загрузка списка городов...